prof-news-1

Дата: 17.01.16
Автор: Марина Суранова
Издание: «Вечерняя Москва»


17 января писателю-сатирику Семену Альтову исполнился 71 год. В интервью «Вечерней Москве» он рассказал о том, почему так изменился юмор за последние десятилетия, и кто из сегодняшних коллег по сцене кажется ему симпатичнее остальных.

— Семен Теодорович, что запомнилось из последних шуток года?

— Вряд ли можно назвать шуткой, объявление, которое выложили в интернете. «Дорогие родители, в связи с обострением террористической деятельности группировки ИГИЛ (официально запрещенной на территории России) просьба запирать калитку на крючок!». Мрачный юмор сегодняшнего дня.

— А как вам сегодняшнее состояние так называемой «индустрии юмора» в России?

— Когда-то мы пришли на смену тем, кто был до нас. А сегодня на экране выступают те, кто вырос уже на нашем юморе. Хотя они и считают, что настоящий юмор в России начался с них и, очевидно, вместе с ними закончится. В юморе заметную роль стала играть коммерческая составляющая. Впрочем, как во всем остальном.

— Это плохо?

— Раньше просто заработать возможности не было. Средняя ставка в Ленконцерте 9 рублей 50 копеек. И неважно, собрал ты полный стадион или усыпил старичков в сельском клубе. Сейчас большой выбор артистов на любой вкус. Одним нравится Петросян, кто – то фанат исключительно «Commedy Clubа»… А кто-то терпеливо ждет Михаила Михайловича Жванецкого. Есть и те, кому нужен ваш покорный слуга.

— А что нравится Альтову?

— «Уральские пельмени» мне симпатичны, может, потому что это мои земляки по Свердловску. Их миниатюры смешны, и в то же время в них сочувствие к человеку.

— Вам не кажется, что сегодня наиболее популярен и, следовательно, востребован публикой жесткий и пошлый юмор?

— Юмор, который принято называть «ниже пояса», это кратчайший путь к успеху. Шутка, минуя голову, шлепается в трусы, а там эрогенная зона, что гарантирует удовольствие. Умный юмор проходит через голову, центры удовольствия там. Поэтому, чем умней юмор, тем уже аудитория.

— Некоторых сегодняшний юмор порой просто вводит в ступор.

— Думаю потому, что сейчас на сцене принято не говорить, а кричать. Чем громче, тем смешней. Видны набухшие жилы на шеях тех, кто шутит на сцене. И такие же возбужденные лица в зале! Не надо кричать. Не следует брать зрительный зал силой. Смех — дело добровольное…

— Юморист должен следовать за публикой, которая потакает низменным инстинктам или попробовать воспитывать?

— Если вам важен успех любой ценой, вряд ли вы станете задумываться о моральной стороне выступления. Все зависит от личности человека. У Жванецкого всегда умно, и точно, и смешно. Он ощущает свою ответственность за сказанное на сцене.

— Есть такое мнение: что бы ни делали политики, деятели культуры – повлиять на ситуацию не реально. Какие-то высшие силы определяют развитие социума, страны. Судьба, фатум.

— Каждый должен заниматься своим делом. Я ничего другого не умею, поэтому честно вот уже сорок лет работаю в жанре осмысленного юмора. И не смотря на вмешательство в личную жизнь технических новинок, исключающих человеческое общение, судя по полным залам я все еще нужен людям.

Перед новым годом ходил по магазинам, покупал подарки внукам. К сожалению, продавцов было больше, чем покупателей. Денег у людей стало меньше, приходится экономить на подарках детям, хватило бы накрыть праздничный стол!

Я буду со сцены поднимать настроении гражданам, а всё остальное должны обеспечить политики, экономисты… А то ведь у нас каждый новый закон порождает новый вид преступной деятельности!

— Вопрос из немного иной сферы. Говорят, что юмористы в большинстве своем люди довольно мрачные в обычной жизни. Правда?

— Тут у меня все соответствует. Лицо мрачное, такой же голос и на сцене, и в жизни. Хотя многие говорят, что именно контраст моей мрачности с текстом дает дополнительный комический эффект…А в обычной жизни я не рекомендую встретить меня не только в темном переулке, но и в светлом. Не вздумайте спрашивать:» Который час».

— Сценарии можно научить писать, рассказы тоже, но научить писать смешно совершенно невозможно, согласны?

— Известны случаи, когда собирались вместе прекрасные режиссеры, замечательные сценаристы, талантливые актеры…. а шедевра не получается! И, наоборот, к примеру, на съемках фильма «Белое солнца пустыни» никто не думал, что это картина на века! В искусстве есть какая то тайна. Никто заранее не может предсказать, что получится. И слава богу, это не конструктор «лего», когда соедините правильно отдельные детали и гарантирован результат.

— Ваш юмор для интеллигентных людей, а их сейчас очень мало осталось и будет еще меньше…

— Кто-то сказал: «Количество ума в мире величина постоянная, а население все время растет…» Человек произошел, как говорят очевидцы, от обезьяны. Но кто сказал, что природа на этом остановится? Мало ли и в кого человеку еще предстоит превратиться!

— Есть поговорка: Чтобы влюбить в себя женщину, нужно ее рассмешить, у вас получалось?

— Спросите у жены. Во всяком случае мне это удалось сорок с лишним лет назад, когда мы поженились. Что касается остальных… Я знаю несколько мужчин непрезентабельной внешности, которые за счет чувства юмора всегда имеют у женщин успех.

— Во все времена девушкам нравятся юмористы и парни с гитарой…

— Гитарой, шутками-прибаутками можно, что называется, «зацепить» в самом начале. Семейная жизнь, это совсем другая история, и одной гитарой уже не отделаешься…

Источник: http://www.vm.ru